Вот и закончилась
начальная школа. Впереди следующий этап взросления Вашего ребенка. Как он
сложится, с какими трудностями столкнется ребенок? Стоит ли родителям
волноваться по поводу успеваемости в пятом классе? Есть ли необходимость помощи своим детям?
В пятый класс
открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания:
дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель —
учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.
Период перехода из
начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом
детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый
класс как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие».
Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами,
разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления. Они
с удовольствием рассказывают о «доброй» математичке или «вредном» историке.
Переход из
начальной школы в среднюю связан с
возрастанием нагрузки на психику ученика.
Резкое изменение
условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными
учителями — все это является очень
серьезным испытанием для школьника.
В начале обучения в
пятом классе ученики переживают период адаптации к новым условиям обучения.
Дети могут стать
более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными,
суетливыми.
У них может
снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными,
иногда нарушается сон, аппетит, часто снижается успеваемость...
В этот период адаптации важно обеспечить
ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы
пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и
учителей.
Что же затрудняет адаптацию детей к средней школе?
Откуда вдруг у ребенка появляются тройки?
Дело
в том, что пятиклассник впервые оказывается в ситуации, когда много требований.
Каждый учитель ведет урок по-своему, предъявляет свои требования по ведению
тетрадей, выполнению домашних заданий и т. д.
В
связи с этим ребенок впервые учится учитывать это разнообразие требований, соотносить
их и преодолевать связанные с этим трудности.
Таким образом, в пятом классе у
человека начинает формироваться основной навык
умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в ситуации
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с ощущением одиночества, им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны.
Отсюда повышенная зависимость определенной
части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач,
капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы
«шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки»,
иногда даже пристают к ребятам из старших классов.
Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.
Дают
о себе знать физиологические факторы
в развитии
·
Начинается период бурного роста,
повышается утомляемость.
·
У ребенка начинается перестройка
гормональной системы,
·
характерны перепады самочувствия.
·
Он часто становится непослушным,
несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет
психологическое равновесие.
Просмотрите и покажите пятикласснику!
Важным психологическим фактором в жизни пятиклассника
становится общение, как в малых группах, так и в
больших.
- В этот период появляется потребность в самоутверждении.
- Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении становятся доминирующими.
- Они могут проявляться в стремлении ребенка к такому положению среди сверстников, которое соответствует его представлению о себе.
- Ребенок остро реагирует на отсутствие признания, внимания, уважения со стороны родителей, учителей и сверстников.
Как же помочь своему ребенку преодолеть все трудности
пятого класса? Лучше всего трудности преодолеваются,
когда ученики, учителя и родители – друзья и единомышленники. Такую обстановку
создает школа, в которой детей любят, понимают, знают их возрастные особенности
и весь педагогический коллектив готов к диалогу с родителями.
Прежде чем ответить
на эти вопросы, давайте посмотрим, какие психофизиологические особенности
развития характерны для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Это
период подросткового возраста, за время которого у человека происходит ряд
качественных изменений.
Для
подростков характерен интерес к себе, и в зависимости от возраста, ребенок
рассматривает себя в разных аспектах.
Для
детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому
положению, которое они занимают в классе среди сверстников.
Для
подростка по сравнению с младшим школьником характерен более высокий уровень
самосознания. У него возникает потребность правильно оценить и использовать
имеющиеся возможности. В этом возрасте дети чутки к мнению взрослых и
сверстников. Подростки обнаруживают способность контролировать свое поведение,
мысли, чувства
В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более
ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся
к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые
оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися.
Подростковый возраст – это трудный возраст. Для психологов, которые
работают с детьми, он является лакмусовой бумажкой, которая проявляет все
промахи воспитания со стороны учителей и родителей, а также проявляет
нерешенные конфликты в семье подростка,
как связанные с самим подростком, так и между другими членами семьи.
Показателем психологического неблагополучия в семье, ошибок воспитания и обучения со стороны учителей становятся,
например, следующие ситуации:
- нежелание или неумение подростка брать ответственность за свои поступки;
- отсутствие мотивации к обучению;
- несформированность общеучебных умений и
навыков (ребенок не может концентрировать внимание в течение всего урока,
не умеет работать с учебником как с источником знаний, у него отсутствуют
межпредметные связи, недостаточно развита память и т. п.
1 комментарий:
Спасибо большое,ваши рекомендации по адаптации в 5 классе и разрешению конфликтной ситуации в классе оказались очень эффективными))
Отправить комментарий